Марк Нау́мович Берне́с (настоящая фамилия — Не́йман; 25 сентября (8 октября) 1911, Нежин Черниговской губернии — 16 августа 1969 , Москва) — советский актёр кино и исполнитель песен. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).Один из наиболее известных артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье.
Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики.Биография
Марк Наумович Бернес родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины) в еврейской семье. Его отец Наум Самойлович Нейман был служащим в артели по сбору утильсырья, мать Фаня Филипповна — домохозяйкой. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Харьков.
Поступил в харьковский музыкальный театр «Муссури» Н. Н. Синельникова. Взял себе псевдоним «Бернес». В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове. Тогда же 17-летний Марк ушёл из дома и приехал в Москву в надежде найти актёрскую работу. Здесь он работал статистом в нескольких театрах, в т. ч. Малом и Большом. В 1930—1933 гг. в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина. С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937), последовали заметные роли в фильмах «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обаянием и мягким юмором. Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах, посвященных Великой Отечественной войне, особенно роль Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца», где он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были записаны на пластинки, зазвучали по радио. После фильма «Два бойца» продолжал сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в Москву», «Огонёк»).
Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний — в 1967), все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 82 песен репертуара Марка Бернеса более 40 создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями. В 50—60-е годы создал в кино сложные характеры людей с нелегкой судьбой — таких, как Умар Магомет («Далеко от Москвы»), Чубук («Школа мужества»), Радионов («Они были первыми»). 17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих статей стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Б. Фельцман, ст. О. Фадеевой).
В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. И. Блантера, ст. М. В. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945 году и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса интерпретатора, раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара.
В 1961 году режиссёр П. Н. Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».
В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Я. Эшпай — Е. М. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. П. Соловьёв-Седой — Е. А. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. С. Колмановский — К. Я. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. А. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Я. Ваншенкин) и др. В 4-серийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Е. Баснер — М. Л. Матусовский). 8 июля 1969 года артист с одного дубля записал знаменитых «Журавлей» Я. А. Френкеля на стихи Р. Г. Гамзатова в переводе Н. И. Гребнева.
Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7). На похоронах в числе записей других его песен звучала песня «Журавли».
Семья
Первая жена Бернеса (с 1932 года) Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911—1956), родившая ему дочь Наташу, умерла от рака. Вторая жена (с 1960 года) Лилия Михайловна Бодрова (†2006), привела в семью своего сына Жана.
Дочь Наташа окончила факультет восточных языков МГУ. Сейчас живёт в США. Приёмный сын Жан закончил операторский факультет ВГИКа. Живёт в Москве.
Признание и награды
орден «Знак Почета» — за фильм «Человек с ружьём»
орден Красной Звезды — за фильм «Два бойца»)
Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Умары-Магомета в фильме «Далеко от Москвы» (1950).
Народный артист РСФСР (1965)
Указ о присвоении звания Народного артиста СССР должен был быть подписан буквально через день после смерти Бернеса. Не судьба: посмертно почётные звания не присваиваются.
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.
В 1996 году на доме, где жил М. Бернес, установлена мемориальная доска.
Список статей Марка Бернеса
Эпизодическая роль. — «Искусство кино», 1953, № 6.
Будьте выразительны! — «Культурно-просветительская работа», 1956, № 11.
Образ простого человека. — «Советская культура», 14 мая 1957 г.
Не гнаться за дешёвой занимательностью. — «Смена», 1958, № 110.
Актёр у телефона. — «Советское кино», 18 января 1964 г.
И сокращаются большие расстоянья... (поёт Шарль Азнавур). — «Московская правда», 21 марта 1964 г.
Кадр за кадром. — «Искусство кино», 1964, № 8.
Тревожит гладкость их пути. — «Литературная газета», 1 октября 1964 г.
Парадоксы успеха (заметки актёра). — «Комсомольская правда», 2 апреля 1965 г.
О чём была бы песня. — «Дошкольное воспитание», 1965, № 11.
Сила песни. — «Известия», 28 сентября 1966 г.
О песне, которую все знают (памяти Павла Арманда). — «Советский экран», 1966, № 17.
Наш гость — Дин Рид (концерты американского певца). — «Вечерняя Москва», 8 октября 1966 г.
Редактору газеты «Телевидение». — «Телевидение», 2 февраля 1967 г.
Один из «Двух бойцов». — «Литературная газета», 18 октября 1967 г.
Они были первыми. — «Советский экран», 1968, № 20.
Лучший режиссёр — народ. — «Советское кино», 30 марта 1969 г.
Главное — неповторимость. — В кн.: Мастера эстрады советуют. М., 1967, с. 24-28.
Мой друг. — В кн.: Слово о Погодине. М., 1968, с. 95-98.
Если хочешь быть красивым (о тех, кто за кадром). — «Советское кино», 25 января 1969 г.
Игорь Савченко. — В кн.: Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе. М., 1980, с. 64-65.
Правильная жизнь героя. — Под названием «Из раздумий последних лет» в кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 414-418.
Солдаты Великой Отечественной. — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. М., 2005, с. 112-127.
Из концертных выступлений. — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 320-325.
«А что надо песне для счастья?..» — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 409-414.
===================================================